КЕЙС-СТАДИ - ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Блог им. samtatuarmАчилова С.Д.
ТАТУ Самарканд филиали
КЕЙС-СТАДИ — БУЛАЖАК МУТАХАССИСЛАРНИНГ КОМПЕТЕНТЛИК СИФАТЛАРИНИ
ШАКЛЛАНТИРИШНИНГ САМАРАЛИ УСЛУБИ
Маърузада булажак мутахасисларнинг касбий компетентлигини шакллантиришда “кейс- стади”усулидан фойдаланиш имкониятлари тўғрисида фикрлар баён этилган.
Сегодня образовательная ситуация в сфере преподавания общественных наук в вузах Узбекистана сложилась таким образом, что преподаватели не могут в рамках традиционных форм решать задачи по подготовке специалистов. Налицо востребованность инновационных технологий, соответствующих новым целям и задачам образования. Речь идет о новых технологиях, призванных активизировать познавательную деятельность студентов, развивать их творческое мышление, формировать коммуникативные, управленческие навыки, являющиеся важнейшими составными компетенции будущих специалистов.
Одним из методов, отвечающих этим требованиям, является метод ситуационного обучения или обучения на примере разбора конкретной ситуации — кейс — стади.
Кейс — стади — это истории из реальной жизни, несущие образовательный характер, в большинстве случаев с заранее известным ответом на проблему. Преимущественно данный метод заключается в прикладном характере обучения, где студенты применяют теоретические знания на практике и вырабатывают стереотип правильных решений для определенных ситуаций.
Кейс — это буквально «случай», поэтому важно, чтобы он был разработан с известной изюминкой, интригой. Хорошо составленный кейс не должен оставлять студента равнодушным, а должен будоражить любопытство, вызывать профессиональный интерес.
Большая проблема — достоверность кейса. И заключается она не в мелочах, а в правде жизни. Кейс может содержать и придуманные обстоятельства, в нем могут доминировать игровые процедуры, может быть использовано моделирование. Но, главное, чтобы было реальная завязка ситуации.
Кейс- это творческое задание на развитие мышления. Студент, проанализировав большой объем информации по кейсу, должен выработать правильный алгоритм принятия решения ситуации.
Технология метода на первый взгляд проста. По определенному формату разрабатывается модель конкретной ситуации, которая произошла в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний, навыков и отношений, которые нужно получить студентам.
Эта модель представляет собой текст объёмом от одной до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Кейсы с большим объемом используются при обучении менеджменту, экономике. Мы используем мини-кейсы с форматом в одну, от силу две страницы. К кейсу можно приложить дополнительные источники: публикации, фотографии, документы и т.п.
Обсуждение и анализ кейсов можно организовать при помощи различных методов обучения: дебатов, дискуссий, работы в малых группах, эссе, и т.д.
Неплохо поручать создание учебных проблемных ситуаций студентам на основе информации, собранной по материалам прессе, чтения литературы, архивных данных, анкетирования. Однако, ответственность за качество кейса лежит на преподавателе.
Варианты представления конкретной ситуации могут быть различны:
- классически развернутый вариант (несколько десятков страниц);
- сокращенный вариант;
- видеоматериал;
- случай из жизни;
- случай, предложенный участником;
- случай, возникший в диалоге;
- анализ решения уже принятого в конкретной ситуации.
В зарубежной методике кейс-обучения распространены демонстрационный, тренинговый, инновационный виды кейсов.
В процессе преподавания общественных наук мы используем, в основном, инновационные кейсы. Цель их — развитие аналитических способностей при анализе сложных, слабо структурированных ситуаций, решения которых так и не были найдены или развитие которых не завершилось в момент подготовки соответствующего кейса.
При обсуждении конкретной ситуации доминируют игровые процедуры, используется принцип моделирования, предусматривается интенсивное межличностное общение, реализуется принцип партнерства.
Схематически эту модель можно представить следующим образом:
Описание ситуации
анализ 1 анализ 2 анализ 3
структурирование и обобщение вариант решения
Важно отметить и то, что кейс — стади создаёт предпосылки и для творчества преподавателей, заставляя по-иному осознать себя и зону своей ответственности перед обучаемым. Преподаватель, применивший хотя бы раз на практике данный метод, уже не может преподавать в традиционной манере, и по-иному смотрит на интерактивное обучение, ибо само применение метода меняет ценности и отношение к процессу обучения в целом.
Так, при изучении курсов « Национальная идея: основные понятия и принципы», «Теория и практика построения демократического общества», «Политология» кейсы можно составить практически по любой теме курса.
Интересно проходит работа с кейсами по проблемам межнационального и религиозного согласия, соотношения национальных и общечеловеческих ценностей, построения демократического государства, становления гражданского общества, функционирования политических партий в Узбекистане.
К примеру, при рассмотрении сущности межнациональных конфликтов и проблем их преодоления, большое эмоциональное воздействие оказывает на студентов кейс в форме видеофрагмента о ферганских событиях 1989 г. Просмотр фрагмента, последующий анализ причин и последствий данного конфликта, основанный на знании теоретических источников, подводит студентов к выработке практических рекомендаций по преодолению как данного конфликта, так и межнациональных конфликтов в целом, способствует укреплению убеждения о необходимости межнационального согласия в обществе.
Словом, обучение на конкретной ситуации дает студентам возможность не только определить способ решения ситуации, сформировать определенное отношение и стиль поведения в данной ситуации, но и предвидеть будущее и сделать так, чтобы это будущее работало на них. Именно таким образом организованный процесс обучения способствует формированию качеств компетентного специалиста.